Таинство Миропомазания

  Установление Таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В Деяниях говорится о том, что Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного их них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян 8:16). Сошествие Святого Духа сопровождалось иногда видимыми и ощутимыми проявлениями благодати: люди начинали говорить на ранее неизвестных им иностранных языках, пророчествовать, совершать чудеса, как это случилось с апостолами в праздник Пятидесятницы.

  Возложение рук являлось продолжением Пятидесятницы, так как сообщало дары Святого Духа. Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием. В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро (благовонное масло) приготовляется епископом. Миро варится из различных элементов, и в современной практике правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит). В Москве, например, Патриарх Московский и всея Руси совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

  В апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазание». В Ветхом Завете через помазание совершалось поставление человека на царство и на священническое служение. В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» (Апок 1:6), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел»(1 Пет 2:9), а потому помазание совершается над каждым христианином.

  Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». О даре Святого Духа Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин 14:16-17) и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и помазанниками, получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царства Самого Христа. Через  Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления».

  Так же, как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», — говорит апостол Павел (Гал 5:22,25). Все Таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тому дару, который он получает.

Просмотры (178)

Напишите здесь Ваш вопрос. Вам обязательно ответят.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели
.