Таинство Евхаристии (Причащения)

( Таинство причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа)

 

  «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она —  сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

  Таинство Евхаристии было совершено Христом на Тайной Вечери, о которой рассказывают все четыре евангелиста, а кроме того, повествует апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан  был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор 11:23-26).

  Тайная Вечеря, совершенная Христом вместе с учениками, по внешнему ритуалу являлась древнееврейской пасхальной вечерей, на которую в Израиле собирались члены каждой семьи для вкушения жертвенного агнца. Но если обычный пасхальный ужин был семейной трапезой, то в Тайной Вечери участвовали ученики Христа – не родственники Его по плоти, а та семья, которая потом вырастет в Церковь, и вместо агнца был Он Сам, приносящий Себя в жертву «как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира» для спасения людей (1Пет 1:19-20). Во время Вечери Христос претворил хлеб и вино в Свое Тело и Кровь, причастив учеников и заповедав им совершать это таинство в Его воспоминание. И после Его крестной смерти и Воскресения ученики собирались в первый день недели (суббота у древних евреев была заключительным  днем недели) – так называемый «день солнца» (воскресенье), когда воскрес Христос, — для «преломления хлеба».

  Первоначально Евхаристия являлась трапезой, сопровождавшейся чтением Писания, пением псалмов, проповедью и молитвой, иногда она продолжалась всю ночь. Постепенно, по мере роста христианских общин, Евхаристия трансформировалась из вечери-ужина в богослужение.

  По учению Православной Церкви, единственным истинным совершителем Евхаристии является Сам Христос: Он невидимо присутствует в храме и действует через священника. Для православных христиан Евхаристия не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, ежедневно возобновляемая Христом и непрерывно, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками, продолжающаяся в Церкви.

  Православная Церковь безусловно верует, что в Евхаристии хлеб  и вино становятся реальными Телом и Кровью воскресшего и прославленного Христа, а не только символическим изображением Тела и Крови. Все древние литургические чины подчеркивают, что евхаристические хлеб и вино – «самое честно Тело и Кровь» Господа Иисуса Христа. И сам Христос говорит: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:55-56).

  Соединение верующего со Христом в Евхаристии бывает не символическим и образным, но истинным, реальным и всецелым. Как Христос принизывает Собою хлеб и вино, наполняя их Своим Божеством, так Он входит в человека, наполняя его плоть и душу Своим животворным присутствием и Божественной энергией. В Евхаристии мы становимся, по выражению Святых Отцов, «сотелесными» Христу, Который входит в нас, как в утробу Девы Марии.

  Св.Кирилл Иерусалимский говорил: «Со всей уверенностью будем причащаться сего и как Тела Христова, и как Крови Христовой, потому что под образом хлеба дается тебе тело и под образом вина дается тебе кровь, чтобы, причастившись Тела Христова  и Крови Христовой, соделаться тебе сотелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами, потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам… Посему взирай не просто как на хлеб и как на вино, потому что, по Владычнему изречению, они Тело и Кровь Христовы. Хотя чувство и представляет тебе хлеб и вино, но да укрепляет тебя вчера… Не по вкусу суди о вещи, но верой удостоверься, что сподобился ты Тела и Крови Христовых».

  Причащение ведет нас к обожению(единению с Богом), являющемуся целью христианской жизни. Подчеркивается также не только душевный, но и телесный характер соединения со Христом: наша плоть в Евхаристии получает как бы закваску нетления, становясь обоженным, и, когда она умрет и истлеет, эта закваска станет залогом ее будущего воскресения.

Подготовка и принятие Таинства

 К принятию Таинства себя необходимо подготовить молитвою, постом и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к причащению должно явиться не только исполнение определенных предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но всеми силами души, всем своим сознанием возжелать соединения с Господом.

Молитва домашняя и церковная

  Существует молитва домашняя  и церковная. Желающий причаститься Святых Церковных Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

 Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое  Богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный Иисусу Христу, Молебный Божией Матери, Ангелу Хранителю. Все они содержатся в Православном молитвослове.

ПОСТ

  Перед причастием по благочестивой традиции установлен трехдневный пост. Кроме ограничений в пище, он также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам необходимо в день перед причастием воздерживаться от телесного общения.

  Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды ( утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть и пить; страдающие таблеткозависимостью также должны воздержаться от своей страсти).

 Настроение и поведение

    Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

  Желающий причаститься должен устно исповедаться Богу в своих грехах на исповеди в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно постараться примириться как с обидчиками, так и с обиженными, если таковые имеются. Во время исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать ему все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая  вины на других.

  Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии, все время посвятив молитвенной подготовке ко Святому Причащению.

  (Важно! На первую в жизни исповеди или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали свои грехи).

 Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, — это крайнее пренебрежение к Таинству.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения

  Еще до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно еще заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть уста и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства принять Тело и Кровь Христовы и тотчас же проглотить их.

После Св. Причащения

  Приняв Св. Тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, нужно тотчас же отойти к приготовленному столику, чтобы вкусить частицу «антидора» и запить ее «теплотой». До целования напрестольного креста в руках священника уходить из церкви не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы по Святом Причащении (или прочесть их, придя домой).

  В день причащения нужно вести себя благоговейно и ответственно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Просмотры (1239)

Два комментария

  1. Людмила

    Здравствуйте.
    В статье написано, что на первую исповедь лучше прийти в будний день, когда меньше народа.
    Возможно ли пройти покаяние утром, до начала Литургии?
    Спасибо.

    1. Иерей Александр Гулевский

      Здравствуйте, Людмила.
      Божественная литургия в будний день начинается в 9:00. Исповедь начинается во столько же.

  2. Екатерина

    Добрый вечер. В документе «Об участие верных в Евхаристии» написано, что если соблюдаешь все посты по православному календарю, то перед причастием не требуется дополнительный пост. Верно ли я все поняла???

    1. Знаменский собор

      Добрый вечер, Екатерина! Церковная традиция говорит нам о том, что пост перед Таинством Причащения обязателен, но его мера может определяться индивидуально. Здесь смысл поста в том чтобы телесное воздержание оказалось помощью в нашей духовной подготовке. Держать пост перед Причастием принято в течение трех дней. Однако, если человек приступает к Святой Чаше очень редко, то стоит увеличить это время до одной недели. Если же православный христианин соблюдает все однодневные посты (среда, пятница)и все посты многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), то Церковь не накладывает каких-либо дополнительных обязательств — достаточно будет одного постного дня перед причастием. Важно отметить, что обязательным является полное воздержание от пищи и питья непосредственно перед самим Таинством Причастия: с 12 часов ночи (минимум за 6 часов до Литургии) верующие не едят и не пьют. В остальном продолжительность и мера поста должны определяться исходя из жизненных обстоятельств, а также мыслью о том что как излишнее усердие, так и излишние послабления поста не принесут пользы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *